День накануне Рождества, Сочельник, проводили в строгом посте — до появления первой звезды есть было запрещено. Вечером семья во главе с хозяином становилась на молитву. Затем на стол подавали испеченный к празднику хлеб, а в центр самого большого и красивого каравая устанавливали зажженную свечу.
Красный угол застилали сеном и накрывали вышитым полотенцем, ставили туда ржаной необмолоченный сноп с миской кутьи — особой каши из цельных зерен с медом. Когда все было готово, вновь повторялась молитва, после чего садились трапезничать.
Каждый предмет на столе был символичен. Например, ржаной сноп и солома знаменовали природные силы, пробуждающиеся после зимнего солнцестояния. Каша была символом плодородия. Ее готовили с запасом, и после трапезы дети относили остатки еды беднякам, чтобы те вместе со всеми попробовали «богатую кутью».
Трапеза проходила в тишине, в торжественной, благоговейной обстановке. При этом сопровождалась множеством обрядов: например, крестьяне выдергивали из снопа соломинки и судили по ним о будущем урожае, а детишки прятались под столом и изображали цыплят, чтобы куры хорошо неслись.
Наутро после Божественной литургии наступало разговенье и всеобщий праздник. Девушки, парни, детвора отправлялись по дворам восхвалять Спасителя. Они пели кондаки и тропари, которые заканчивались народными присказками.
Всех, кто славил Христа, в домах привечали с радостью. Самого маленького сажали на шубу, брошенную мехом вверх, в надежде на большой выводок цыплят. Остальных гостей угощали пирогами или одаривали копеечкой. Во многих российских деревнях эта традиция сохранилась по сей день.