Добрые дети, отправляясь в неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения. Каких только сердечных благожеланий не выскажет нежная мать, с любовью благословляя их.
Так же поступает и любвеобильная Церковь Христова, когда чада ее – жених и невеста – приходят в храм Божий, прося благословения на путь супружеской жизни.
Бог установил брак как союз любви мужа и жены для продолжения человеческого рода и воспитания детей. Как сказано в книге Бытия, после сотворения Адамы и Евы Бог благословил их и сказал: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1:28).
Спаситель освятил союз жениха и невесты Своим присутствием на браке в Кане Галилейской, где совершил первое чудо. Беседуя же с искушающими Его фарисеями о браке и разводе, Господь говорил: Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек не разлучает (Мф. 19:5–6).
В Таинстве брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такие обещания и сам брак должны быть свободными и непринужденными.
Благодать Святого Духа в этом Таинстве невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, в качественно новое духовное соединение – христианскую семью.
Один из древних отцов Церкви сказал, что мир не может существовать без Таинств, то есть, без того, чтобы некоторые отношения были сверхземными, небесными. Брак как единство двоих в разрозненном мире является таким Таинством, чудом, превосходящим все естественные отношения, все естественные состояния.
Как подготовиться к Таинству брака?
Для совершения церковного брака нужно приготовить две иконы – Спасителя и Божией Матери, – которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы передавались как домашняя святыня от родителей к детям.
Жених и невеста должны приобрести обручальные кольца. Кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза.
Но все же главное приготовление к предстоящему Таинству – это духовная подготовка. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к этому подвигом поста и молитвы, таинствами Покаяния и Причащения. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Таин.
Советы венчающимся:
- Чтобы Венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь – согласовать место и время совершения Таинства. Сделать это можно в иконной лавке храма, в котором жених и невеста собираются венчаться.
- Понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна состояться раньше Венчания.
- В первые века христианства Венчание совершалось непосредственно за Божественной Литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное Причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам лучше в день Венчания или предшествующий ему исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
- Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
- Нужно взять с собой белое полотенце (рушник), на котором молодые будут стоять.
- У невесты непременно должен быть головной убор – платок, фата, палантин, шарф, капор. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
- Всем приглашенным необходимо ознакомиться с общими правилами поведения в храме и понимать, что Венчание – в первую очередь Таинство и молитва, и только потом – семейный праздник. Эта молитва в храме повлияет на всю последующую семейную жизнь жениха и невесты. Поэтому все находящиеся при бракосочетании должны благоговейно, внимательно и тихо вести себя, не отвлекая молодоженов от молитвы.
Что нужно знать свидетелям?
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях: в народе их называли «дружки», в богослужебных книгах – «восприемники». Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Они принимали участие в обручении и Венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
В наши дни присутствие поручителей (свидетелей) не обязательно – по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно воцерковленными (регулярно участвующими в Таинствах Исповеди и Причастия) людьми, должны относиться к Таинству Венчания с благоговением.
Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе таковы же, как у восприемников в Крещении: как крестные, опытные в духовной жизни, наставляют крестников в христианской жизни, так и поручители должны духовно помогать новой семье. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
Что может препятствовать христианскому браку?
Обычно готовящиеся к Венчанию сначала регистрируют гражданский брак в ЗАГСе. Православная Церковь не считает гражданский брак полноценным христианским союзом, но признает как факт и не считает его незаконным блудным сожительством. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.
Православная Церковь не допускает вступление в брак более трех раз.
Не благословляет брак, если один из брачующихся (а тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что пришел на Венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается Венчание, если хотя бы один из супругов не крещен и не собирается принять Крещение перед Венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковным, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть, с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает брак между крестными родителями и крестниками, между двумя крестными одного и того же ребенка.
Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Отсутствие родительского благословения на Венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты, оно не может воспрепятствовать Венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника хотя бы одного из супругов.
О второбрачии
Церковь допускает второй брак по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Таинства брака.
Венчаться никогда не поздно
В советское время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей в мире и согласии. Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства Венчания, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Как совершается Таинство брака?
Таинство брака делится на две части – обручение и венчание.
Обручение
Таинство совершается посреди храма перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие, и начинается с обручения, смысл которого символически выражают кольца – знак нерушимого союза двух людей. То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа.
В храме жених становится по правую, а невеста по левую сторону. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи. На каждом благословении сначала жених, потом невеста осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Зажженные свечи в руках жениха и невесты знаменуют радость и ту любовь, которую они питают друг к другу и которая должна быть всегда пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них Благодать Божию.
После этого священник берет кольца со святого Престола и сначала надевает кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно. Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее.
При обручении кольца имеют очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Перед чином обручения священник кладет кольца на правую сторону святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что, прикасаясь к святому Престолу и находясь на нем, кольца принимают силу освящения и впоследствии низводят на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (часто кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал жениху и невесте Ангела-Хранителя и руководителя в новой жизни.
На этом обручение заканчивается.
Венчание
За обручением следует венчание.
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный свет Таинства, торжественно проходят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу.
Жених и невеста становятся перед аналоем на разостланный на полу рушник (полотенце). На аналое лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
И только после того, как жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – Таинство Венчания.
Священник произносит три молитвы, в которых молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную Благодать. Первая молитва обращена ко Господу Иисусу Христу. Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и просит Его, чтобы Он, сотворивший человека и из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в единую плоть и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. То, о чем священник молил Господа Бога перед лицом всей Церкви и вместе со всею Церковью – о благословении Божием, – теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освещает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута Венчания. Священник, воздев руки к Богу, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, в глубине души должны повторять за ним эти же слова.
Возложение венцов и слова священника: «Господи наш, славою и честию венчай их!» – запечатлевают Таинство брака. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, а невеста – жена своего жениха. С этого момента они связаны нерасторжимыми узами. Затем читаются Апостол и Евангелие, говорящие о значении брака и о благословении Спасителем брака в Кане Галилейской. После этого приносится чаша с красным вином (чаша общения), и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской. В знак того, что муж и жена должны разделять радости и страдания друг друга, венчающиеся испивают вино из общей чаши, символизирующей жизненную чашу радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж как глава семьи, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужу с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о воплощении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, невзирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних. Наконец, третья песнь воздает славу Богу, Который «апостолов похвала, мучеников радование». Это круговое хождение венчающихся вокруг аналоя означает вечное шествие рука об руку, которое началось в этот день для этой четы и будет продолжением и явлением совершенного сегодня Таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.
По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и читает две заключительные молитвы, испрашивая новой семье небесных и земных благ. Он просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с преклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених – к иконе Божьей Матери, а невеста – к иконе Спасителя.
В завершение Таинства священник произносит супругам слово назидания, дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.
Затем новую христианскую семью поздравляют родные и друзья.
Суеверия, связанные с Венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, – «будешь потом всю жизнь маяться».
Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец – сатана, названный в Евангелие «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно – всякое бывает.
Дни, в которые Таинство брака не совершается
Вторник, четверг, суббота – в течение всего года.
Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
В течение всех четырех многодневных постов.
От Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
Во время Масленицы.
В течение Пасхальной седмицы.
В дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 января).
Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это не церковное постановление, но совет, пожелание собирающимся вступать в брак.
Расторжение церковного брака
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии серьезных причин (например, прелюбодеяния – измены одного из супругов или обмана при произнесении свадебных клятв).